Чтобы понять кто мы, необходимо знать, откуда мы родом. Беспутский стан
Вступительное слово

Первые люди на нашей земле

Когда здесь появились первые люди?

Ответить на этот вопрос не так просто, как кажется. Главным нашим помощником в поиске ответа станет наука археология. На основе находок археологов, порою очень незначительных, можно попытаться восстановить историю древнейших времен. 
Надо напомнить читателям, что древнейшая история человечества подразделяется на большие периоды. Это каменный век (состоящий из палеолита, мезолита, неолита), бронзовый век и железный век. Длились они тысячелетиями.
Обнаруженные на сегодняшний день следы появления первых людей в нашем крае относятся именно к верхнему (позднему) палеолиту. Это было 20-22 тысячи лет назад.
 

Каменные орудия верхнего палеолита

Два обломка каменных рубил эпохи позднего палеолита были найдены в окрестностях с. Ледово. На стоянке, в окрестностях деревни Пятница, найдены кремневые обломки нуклеусов, пластины и отщепы, происхождение которых археологи предположительно относят к периоду позднего палеолита. Следы кратковременных стоянок эпохи позднего палеолита, а точнее, отдельные орудия труда – куски кремня с искусственными сколами, пластины из него, были найдены на поверхности земли на огородах с. Колтово, на полях между речкой Мутенкой и ручьем Завальским.
 
Охотники на мамонтов. 
Наша территория в ту пору представляла собой приледниковую степь-тундру, обильно поросшую засохшей травой. Местами, в основном в оврагах, росли кустарник стланник, карликовая береза и сосна. Лето было короткое и жаркое, а зима – долгая и бесснежная, с морозами до 40 градусов. Территорию Каширского района прорезало огромное количество рек, ручьев. По ним текла вода из тающего летом ледника, располагавшегося к северу от Оки. Эти условия были идеальными для так называемой мамонтовой фауны, которая доминировала в позднем палеолите. Корма для стад мамонтов, лошадей и северных оленей в наших краях было в достатке. Основным родом занятий людей в ту пору была охота.

Охота на мамонта
Охота велась загонным методом – крупного зверя загоняли в ловушку и добивали метательными копьями с каменными наконечниками, забрасывали крупными камнями. Такой тип охоты вел к тому, что именно в ту пору начинает складываться коллектив родственников – род. Люди эпохи позднего охотились на северного оленя, диких лошадей, бизонов, зайцев, грызунов, песцов, птиц. Но, прежде всего, охотились на мамонта.
К сожалению, пока не удалось восстановить облик первых людей эпохи верхнего палеолита населявших наш край, но с достоверностью можно говорить, что это были кроманьонцы – европеоиды.
 
Когда вымерли мамонты...
Шло время, менялся климат. Примерно 15 тыс. лет назад началось глобальное потепление, и ледник стал таять. Зимы стали снежными. Снег покрыл степи и лишил крупных животных корма. Мамонты вымерли. Ледниковая эпоха заканчивалась. К концу подходила и эпоха позднего палеолита. Постепенно приледниковые степи начали покрываться лесами, в которых обитали уже новые животные. Объектом охоты вместо мамонтов, шерстистых носорогов и северных оленей стали лоси, кабаны, косули, бобры, зайцы и другие мелкие животные. Люди приспосабливались к новым условиям. Следы первобытных людей этого периода были обнаружены на территории современного Каширского района при раскопках у с. Колтово. Здесь, по мнению археолога В.В. Сидорова, 12-14 тыс. лет назад располагалась зимняя мастерская по изготовлению орудий труда из местного качественного кремня.
В эпоху мезолита изменяется техника раскалывания кремня, первобытный человек изобретает вкладышевые орудия, использует первое подобие лодки. Важнейшими достижениями мезолита стало изобретение лука и стрел и приручение животных. Эта эпоха характеризуется небольшими составными орудиями из кремня (микролиты, характерно использование техники микрорезца). Мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: членораздельной речи, формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу.
 
Древние Одиссеи
Все эти первобытные стоянки были, скорее всего, временными и содержат дошедшие до наших дней следы остановок небольших групп, путешествовавших по Оке. Древние «одиссеи» имели своей целью дальнюю охоту, поиск мест богатых рыбой или запасами хорошего кремня для производства орудий труда, а самое главное – присмотр жен из других мест. По мнению ученых, в то время огромные просторы от Прибалтики до Урала населяло всего несколько тысяч человек. Люди жили тогда сообща родами. Каждый мужчина должен был привести себе жену из другого рода, других мест (хотя первобытность не знала брачных отношений, и у каждого мужчины было несколько подруг, зачастую, жен братьев и побратимов). Юноши-охотники, как правило, пока не приводили со стороны невесту, не могли жить вместе со всем родом. Холостякам приходилось устраивать любовные экспедиции, а большой дорогой им служила Ока. Тихо прокрадывались они к стоянкам другого рода и долго выжидали момент для знакомства. Подобные экспедиции не всегда были безопасны, ведь отношения между родами зачастую были враждебными. Иногда холостяки выкрадывали себе невест (одно из толкований слова невеста значит неизвестная, то есть взятая откуда-то), но чаще дело решалось миром, путем обмена: кто-нибудь из братьев похищенной невесты брал себе в жены сестру похитителя. Приведя в свой род невесту, юноша переставал быть изгоем и становился братом всех мужчин рода. Для него заканчивалось время обучения и испытаний, а впереди открывалась новая жизнь, жизнь воина-охотника, жизнь хозяина реки и прибрежных лесов. Так начинался неолит – новый каменный век.
Неолит охватывает VII-III тысячелетие до н.э. Период перехода от присваивающего труда (собирательство, охота) к производящему труду. В нашем крае неолит имел свою особенность. В отличие от племен востока, неолит в нашем крае не был связан с земледелием и скотоводством. Населявшие лесные зоны племена в период неолита стали оседлыми охотниками и рыболовами (субнеолитические культуры). Рыболовство становится основой хозяйства. Поэтому племена неолита теперь селились не на высоких берегах рек, а рядом с озерами, в которых было много рыбы. Поселения представляли собой несколько десятков компактно расположенных полуземлянок и наземных шалашей. На реках располагались временные стоянки рыбаков и охотников на птиц, сборщиков кремня для заготовок орудий труда и путешественников за невестами. 
Племена неолита, жившие в нашем крае, не знали скотоводства и земледелия. Поэтому развивались они медленно и не отличались передовыми технологиями. Не удивительно, что вскоре их вытеснили более развитые племена скотоводов. 
 
Первые скотоводы и земледельцы нашего края
На смену камню в наши края медленно, но верно приходила эра металла. В середине III-го тыс. до н. э., под давлением степных скотоводческих племен, люди фатьяновской культуры переселяются со среднего Днепра в северные леса, в междуречья Оки и Волги. Они легко вытеснили и ассимилировали местные отсталые племена охотников и рыболовов. Именно фатьяновцы в наших местах были первыми скотоводами. Их главное занятие – лесное подвижное свиноводство. На их стоянках археологи находят много костей домашних животных и новые, не характерные для племен мезолита, орудия труда. Жители наших мест в ту пору, кроме охоты, рыболовства и скотоводства занимались подсечно-огневым земледелием. Быстро истощая почву и пастбища, запасы рыбы и зверя, они переходили на новое место. Поэтому толщина культурного слоя, обнаруженная археологами в Каширском районе, невелика.
Реконструкция внешнего
облика
С рубежа VIII-VII веков до нашей эры в Европе начинается железный век. В наших краях наиболее отличительным признаком его начала являются не находки из железа, а начало эпохи городищ. Плотность населения возросла, к тому же люди стали иметь запасы, на которые могли позариться соседи. Отсюда появление городищ – укрепленных поселений, где жил весь род. Располагались они на речных мысах, на высоких речных террасах, иногда на островах, т.е. в местах, где природа сама ограждала сородичей от дикого зверя и лихих племен (берега реки Оки, идеально подходящие для подобных городищ, еще ждут археологов, которые, несомненно, найдут следы поселений раннего железного века в нашем родном крае). С той стороны, где ни вода, ни овраги не защищали поселение, чаще всего со стороны поля, люди стали насыпать небольшой вал и городить частокол, изгородь. Отсюда и пошло название городища. Мы не знаем, как называли себя люди, жившие в наших краях в железном веке, но ученые отнесли их к племенам дьяковской культуры (по первой находке на берегу Москвы-реки возле села Дьяково).
Реконструкция городища дьяковцев
Городища дьякова типа – это небольшие поселения. Зарвами и валами располагались жилища несколько углубленные в землю. В центре обычно помещался очаг. Судя по находкам, правая сторона жилища принадлежала мужчинам, левая – женщинам. Кроме жилищ, в поселке были общественные постройки – амбары, кузница, общий загон для скота, специальный дом для женских работ, иногда – особый «домик мертвых», где хранился в глиняных урнах прах сожженных покойников.
Как правило, в таком укрепленном послении жило несколько десятков человек. Каждое из них представляло собой патриархальное родовое гнездо, т.е. поселение людей, сообща владевших скотом, кузницей и разными запасами, сообща оберегавшими свои богатства от нападений соседей.
Ученый мир до сих пор спорит, к какому народу этнически отнести племена дьяковской культуры.
Одни относятих к предкам угро-финских народов, другие относят их к древним восточнославянским племенам, третьи говорят о смешении народов, живущих на одной территории (племен финнов, балтов и славян) и имеющих общие черты определенного типа хозяйства (занимающихся оседлым скотоводством лесной зоны). Опираясь на данные последних археологических изысканий, проводимых на территории нашего района, В.В. Сидоров полагает, что в Каширском крае, на памятниках отнесенных ранее к дьяковской культуре, мы наблюдаем процессы взаимопроникновения культур и ассимиляции.
 
 Обратно: Живая история    Вперёд: Наши предки - вятичи
 

События